Аналитический обзор
«Подходы, практики и механизмы филантропической поддержки образования в России»
Форум Доноров в рамках проекта «Формула диалога» и при поддержке Фонда президентских грантов подготовил аналитический обзор «Подходы, практики и механизмы филантропической поддержки образования в России». Обзор подготовлен на основе материалов, предоставленных компаниями-участниками проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» за 2020, 2021 и 2023 гг.
Какими мотивами руководствуются компании, поддерживающие образование в России? Какие задачи они хотят решить с помощью образовательных программ? Какие виды партнерств предпочитают? Какие практики и форматы применяют в филантропической поддержке образования? Ответы на эти и многие другие вопросы собраны в обзоре.
Сегодня мы хотим поделиться ключевыми моментами:
• Поддержка образования ведущее направление корпоративной благотворительности и социальных инвестиций. В 2023 году о поддержке образования заявили 95% компаний участников конкурса ЛКБ, в 2021 — 85%, в 2020 — 92%.
• Виды поддержки образования: финансовая (94%), интеллектуальная (82%), технологическая (65%), имущественная (35%), а также кадровая и организационная.
• Партнерство с другими участниками образовательного процесса: школами, центрами дополнительного образования, ссузами, вузами, профильными министерствами, органами власти и НКО.
• Главные мотивы:
1) Кадры решают всё!
2) Дети/молодежь — наше будущее!
3) Мы за инклюзивное, справедливое общество!
• Фокус на поддержку профессионального образования, а также профильного дополнительного и школьного по естественно-научным, техническим и инженерным направлениям.
• Целевые группы: акцент на старших школьников и студентов профильных ссузов и вузов, педагогические кадры.
• Программы, нацеленные на комплексную трансформацию системы профессионального образования в стране, регионе или конкретной отрасли, вовлекают всех участников «образовательной экосистемы» включая детей с самого раннего детсадовского возраста, стремясь обеспечить бесшовную образовательную траекторию «детсад – школа – ссуз/вуз – компания». Такие корпорации занимают активную лидерскую позицию в вопросах определения стратегии развития образования в стране.
• Компании из банковского и финансового секторов, как правило, делают упор на выявлении и развитии талантов, стремлении привлечь в свои компании лучших, амбициозных, мотивированных, умных и свободных. Компании производственных отраслей чаще говорят о кадровом голоде, возрастающих сложностях с обеспечением кадровой защищенности, с привлечением и удержанием сотрудников, особенно молодежи, о низком интересе к рабочим профессиям и карьере в отдельных отраслях.
• Значимая часть компаний отмечает сильнейшую конкуренцию за кадры со столичными регионами, реже – с областными центрами (отток молодежи в ссузы и вузы крупных городов). Компании телекоммуникационной отрасли, IT считают актуальной и конкуренцию за таланты с зарубежным рынком труда.
• Привлечение собственных сотрудников (интеллектуальное волонтерство).
• Связь с достижением показателей национальных целей, инициатив социально экономического развития РФ до 2030 года, Стратегии научно технологического развития РФ.
• Приверженность Целям устойчивого развития ООН (ЦУР) (более 60% компаний в 2023 г.).
Полная версия аналитического обзора на сайте «Формула диалога»