Форум «Формула Диалога» — итоги
Биотех, креативные индустрии и IT — как будет построено образование будущего?
Одним из значимых мероприятий проекта «Формула сохранения научного и образовательного потенциала страны: диалоги и сотрудничество филантропов и ученых» Форума Доноров стал масштабный Форум «Формула Диалога», который прошел 4 июля на площадке московского кампуса «Школы 21» при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Атриум современной школы на время превратился в дискуссионную площадку для жарких споров важнейших институций, от которых всецело зависит технологическое развитие страны и главнейшей из них —- человека — субъектной единицы, являющейся скрепным элементом партнерских отношений и конечным благополучателем всех процессов в государстве.
Саша Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров, в своем вступительном слове отметила, что развитие страны напрямую зависит от состояния науки и образования. «Результаты ежегодного исследования Форума Доноров свидетельствуют о том, что наука и образование выступают ведущими приоритетами социальных инвестиций бизнеса, ведь так или иначе пронизывают деятельность почти всех секторов».
Попытке создания «Оптимальной формулы диалога» была посвящена пленарная сессия, где обсуждались принципы построения коммуникаций между учеными, филантропами и государством.
Роман Камаев, заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты», отметил, что, если говорить о соотношении бизнеса и государства, то бизнес сейчас вкладывается в развитие науки меньше, чем хотелось бы. Государство больше поддерживает фундаментальные исследования, а прикладные исследования могут проводить как раз корпорации.
О государственной поддержке также говорила Алина Дунаева, руководитель программы софинансирования региональных конкурсов Фонда президентских грантов. С 2017 фонд поддержал 3578 проектов в области науки, образования и просвещения. Общая сумма за эти годы составила 7,2 млрд. Одна из тенденций, которая прослеживается в последние годы, — это коллаборация между участниками некоммерческого сектора и научного сообщества. Многие проекты, созданные или расширенные при помощи ФПГ, становятся реальными продуктами для людей.
Однако участники дискуссии отметили, что помимо финансирования не менее актуальная задача на сегодня — это работа с талантами. Необходимо создать связующие программы для практического приземления академических исследований для текущих задач бизнеса и общества. Один из инструментов — развитие просветительских и образовательных программ. Как пример, Ольга Юркова, руководитель центра социальных и благотворительных программ МТС, упомянула о запуске в крупнейших вузах страны магистратур, инициированных компанией, которые помогают не только обогащать содержание вузовских программ, предлагая студентам работать над реальными бизнес-задачами уже в процессе обучения, но и формируют прочные связи академической науки с корпоративными R&D-проектами. Например, в МТС с недавнего времени действуют R&D-лаборатории, которые разрабатывают цифровые сервисы для автопрома; работают над наполнением метавселенных; тестируют цифровые решения в поддержку экологии и биоразнообразия.
Марьяна Лисовая, заместитель генерального директора Фонда Мельниченко, согласилась, что открытие новых образовательных программ и в целом работа со школьниками очень важны для решения проблемы кадрового дефицита. Фонд на сегодняшний день открыл в регионах десять образовательных центров, ведет активное взаимодействие с вузами, проводит для ребят различные проекты для определения будущей профессии. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», отметил, что профессиональная траектория — это не прямая линия, как была в советское время, а линия, которая может меняться каждые пять лет, и учиться нужно будет постоянно. Поэтому сейчас в обучении должно быть предметное знание в сочетании с социально-эмоциональными навыками, системным мышлением, умением понимать себя и других. «Без этого не справиться с тем будущем, которое ждет всех нас».
Что касается просвещения, то здесь пока не разработаны методы оценки эффективности, поделилась Лариса Даль, руководитель Управления по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание». «Как методологически выстроен просветительский процесс? Как налаживаются коммуникации? Какие оценивать результаты?» Для ответов на эти вопросы в Обществе создан научно-методический совет, который будет прорабатывать множество вопросов — от диалога между всеми заинтересованными сторонами до оценки эффективности программ.
Участники сессии «Проектируем образование будущего» озвучили свое видение проблемы. Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»», заметил, что запросы, которые рождаются у бизнеса и общества, довольно тяжело доходят до громоздкой государственной структуры. Действовать нужно уже сегодня, причем в условиях высокой динамики изменений, их непредсказуемости, высокой степени неопределенности. Он согласился с Ольгой Юрковой: необходимо инвестировать в школьное образование, которое будет готовить к жизни. Об этом многие говорят, но что это значит? «Необходимо обеспечить ребенка ресурсами, чтобы он мог социализироваться и самореализоваться. В каких социальных, экономических, технологических условиях это будет происходить? Наша задача — найти на это ответы».
Лариса Пастухова, президент Благотворительного фонда «Система», рассказала, что фонд старается создавать проекты, в рамках которых вузы и школы совместно с бизнесом составляют практико-ориентированные программы. Важно уже со школьниками разрабатывать проекты, которые могли бы решать конкретные проблемы: отраслевые, территориальные, влияющие на улучшение качества жизни людей. Это помогает и в вопросах профориентации: «Чем раньше состоится первая профессиональная проба, тем раньше ребенок поймет, в какую сторону он может пойти».
С ней согласился Дмитрий Фишбейн, директор школы «СКОЛКА».
«Мы хотим реализовать идею, когда в школу в качестве партнёров заходят организации и компании из индустрии и общаются с детьми с позиции заказчика. При всей неопределенности и быстрых изменениях можно с уверенностью сказать, что через 5–10 лет будут развиваться креативные индустрии, биотех, метапредметные области, IT и ИИ. Нужно продумать подготовку школьников к реальной жизни вместе с индустриальными партнерами. Только в этом случае ребенок сможет примерно понимать, чего он хочет и какова его дорога». Дмитрий также рассказал, что в школе «СКОЛКА» будут выдавать два аттестата: один из них — по предметам в соответствии с ФГОС, а второй — «проектное портфолио», «резюме» с рекомендательным письмом индустриального ментора, информацией об уровне сформированности навыков, функциональной грамотности и проектных результатах.
Екатерина Хаустова, руководитель по развитию академических партнёрств программы «Развивающая среда» Благотворительного фонда «Вклад в будущее», также отметила, что простых ответов на сложные вопросы сегодня не может быть ни для школьников, ни для педагогов, ни для бизнеса: «Мы опираемся на концепцию личностного потенциала, где есть три составляющие: выбор, основанный на самоопределении, постановка и достижение цели, жизнестойкость. Как интегрировать в школе подходы, которые помогут развитию ребенка в этих направлениях? Мы делаем ставку на образовательную среду, в которой культура отношений, педагогические практики и организация пространства способствуют развитию личностного потенциала детей и взрослых».
«Школам важно взаимодействовать с бизнесом, но часто это бывает сложно», — поделилась мнением Анастасия Андреева, заведующая Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Сложность здесь в том, что бизнес, школы и НКО пока говорят на разных языках. Чтобы диалог состоялся, должно быть взаимное движение навстречу.
В следующей сессии, которая была посвящена развитию науки, Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, обозначила, что в условиях мировой конкуренции жизненно важно оставить в стороне внутренние противоречия и освободить пространство для сотрудничества. Сотрудничества всех и каждого. И, прежде всего – государства и реального сектора экономики. Государство вкладывает в науку и образование значительные усилия. Президентом поставлена цель – к 2030 году внутренние затраты на исследования и разработки должны составить не менее 2% ВВП. Пропорционально должно расти и участие частных инвесторов. В этом ключ к устойчивому развитию научно-образовательной сферы. И росту благосостояния всего общества.
Но наука очень тяжело входит в реальное производство, отметил Евгений Палкин, проректор по научно-инновационной работе АНО ВО «Российский новый университет». «Суть в том, что риски внедрения научных инноваций опять перекладываются на производство без какой-либо компенсации (налоговой, субсидиарной или еще какой). А на это идут только энтузиасты, у кого есть СВОБОДНЫЕ средства, или кому очень надо по каким-либо внешним обстоятельствам. Последнее крайне редко встречается». С ним согласился Тагир Аушев, член-корреспондент РАН, научный руководитель научного центра «Идея»: «Когда речь идёт о взаимодействии бизнеса с государством, как впрочем и о любом другом, нужно очень четко продумывать мотивацию акторов и как они будут взаимодействовать — и тогда эффективность будет совершенно другой». Он отметил также, что финансирование науки — это сложный и тонкий инструмент. Денис Кулешов, директор АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех», поделился опытом своей некоммерческой организации: финансирование на инновации могут давать и в виде благотворительной помощи: «Такой подход тоже существует, и он может быть эффективным».
Михаил Сизов, управляющий партнёр компании «Мобиус Технологии», сказал, что бизнесу не всегда хватает информированности о том, в какие перспективные научные разработки можно направить инвестиции. О диалоге и коллаборациях говорила и Ия Кузьменко, директор по развитию фонда «ФРОНТМЕД»: «Наш фонд — первый и пока единственный в стране научный фонд, который привлекает частное финансирование и ресурсы на развитие отечественной неврологии, нейронауки и поддержку врачей и ученых. При этом распространение неврологических заболеваний только растет. Каждые 33 секунды в мире диагностируется болезнь Альцгеймера. Именно поэтому частные научные фонды должны сотрудничать и объединять свои усилия. Ведь поддержка науки сегодня – это спасенные жизни завтра».
Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики ПАО «ГМК «Норильский никель», в конце сессии вернулась к вопросу образования: «Мы работаем со школьниками — будущими учеными и инженерами. Мы создали сообщество «Лига изобретателей», объединяющее ребят, предлагающих инновационные решения». Она отметила, что «Норникель» работает на всей траектории — от школы до производства.
«Школа 21», которая стала площадкой для проведения Форума, предоставила выборочные ответы на результаты опроса, проведённого среди своих студентов — взрослых, обучающихся программированию. Например, на вопрос «Что вы считаете самым важным условием для развития потенциала человека» были получены такие ответы: принятие человека в сферу, где он хочет раскрыть свой потенциал; поддержка — особенно в моменты, когда есть желание всё бросить; возможность иметь наставника, который поможет в сложный период; возможность попробовать что-то новое, то есть поучаствовать в демо-версии профессии. «Кажется, это простые требования, но раз они названы, значит, сегодня их не хватает», — прокомментировал модератор сессии Марат Кашин, ведущий радиостанции «Коммерсант ФМ». Поскольку об этом говорили взрослые, уже прошедшие и школу, и вузы, очевидно, что этого не хватает как раз в этих заведениях. Значит, это справедливо и для сегодняшних школьников.
Финальной точкой Форума стала визионерская дискуссия «Человекоцентричность в условиях новой̆ технологической̆ революции», модератором которой стал Алексей Семихатов, доктор физико-математических наук.
Напомним, что основная задача «Формулы диалога» — обеспечить прямой контакт между теми, кто задаёт вопрос, и теми авторитетными учёными, деятелями науки, коммерсантами и филантропами, кто знает ответ на него. Форум, прошедший 4 июля, вновь показал эффективность таких коммуникаций.
Более подробно о Форуме читайте и смотрите на наших информационных ресурсах.
Проект «Формула Диалога» реализуется Ассоциацией при поддержке Фонда президентских грантов.