РШГМ – итоги
Итоги дискуссионного трека по проекту в рамках РШГМ
На Российской школе грантмейкинга обсудили эффективные стипендиальные программы компаний и фондов
Образование и профориентация подрастающего поколения, просвещение и наука являются одним из приоритетом для большинства социально ответственных компаний. Но сегодня поддержка все чаще оказывается как не только путем финансирования НКО и прямой поддержки образовательных учреждения, так и , но и в интересах отдельных физлиц. О том, как могут быть устроены крупнейшие стипендиальные конкурсы для школьников, студентов, молодых специалистов и профессионалов талантливой молодежи, говорили участники профильной сессии Российской школы грантмейкинга. Особенностью диалога стало участие не только доноров грантовых конкурсов, но и их благополучателей.
БФ «Система» (оператор социальных инвестиций АФК «Система») запустил стипендиальную программу впервые в 2022 году, и в настоящее время (до 30 июня) проходит прием заявок на второй цикл стипендиальной программы. «Нам важно отбирать талантливых ребят, сопровождать их к первому рабочему месту. Современные подходы к подготовке кадров требуют взаимодействия и вузов, и компаний, и общественных объединений».
Алина Каймаразова отмечает, что инструмент стипендий действенный, но не единственный эффективный в фонде: грантовая поддержка центров карьеры, программа стажировок для студентов, интеллектуальное волонтерство (в т.ч. наставничество со стороны), а также образовательные материалы.
Цель стипендиальной программы — стимулирования исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи. Участвовать в ней могут школьники, студенты СПО и студенты последнего или предпоследнего курса высшего образования — до 30 лет. Стипендия выплачивается на протяжении 5 месяцев: 5000 для школьников, 7500 для студентов СПО, 20000 для студентов ВО в месяц.
Для участия в стипендиальной программе необходимо:
- пройти тестирование для оценки потенциала и особенностей мышления. По итогам тестирования формируется
- после прохождения тестирования 1) школьники разрабатывают проект (актуальное решение, ориентированное на практическую реализацию), а 2) студенты — разрабатывают проект или решают реальный производственный кейс.
- пройти личное собеседование с куратором направления.
Во втором цикле программы фонд скорректировал условия участия: так, теперь нет строгих требований по оценкам в аттестате (в т.ч. допускаются «3» балла — чтобы «не пропустить талантливые звезды, не слишком сильные в физкультуре или труде»).
Инга Моисеева (D-Group.Social) рассказала об особенностях коммуникации стипендиальных проектов в интересах корпоративного заказчика. ЦА конкурса D-Group.Social — студенты профильных вузов со 2го курса, которые отбирались для дальнейшего трудоустройства. Для дополнительного охвата аудитории была инициирована работа с чатами и закрытыми сообществами (ядро активных студентов), а также вовлечение (и премирование, прямое стимулирование) преподавателей, которые работали со студентами по разработке научных проектов.
Конкурс в т.ч. был направлен на выявление потенциальной способности к генерированию креативных научных проектов молодыми людьми, будущими соискателями, а также на выявление лимитирующих факторов.
По мнению спикера, организации-заказчику важно: ответить на вопрос о том, зачем организация проводит конкурс (к какой бизнес-цели он компанию ведет), а также — доверять исполнителю. Команде-оператору в свою очередь стоит информировать заказчика через регулярные информационные дайджесты о состоянии процесса.
Екатерина Верещагина (Стратеджиком) отметила, что крупные компании используют грантовые конкурсы не только для выбора перспективных кандидатов, но для привлечения молодых профессионалов в регионы своего присутствия. При этом поле деятельности таких специалистов может охватывать различные направления социальной сферы: культуру, спорт, образование и другие. Это позволяет не просто восполнять кадровый дефицит, но и тиражировать новые методики, форматы и подходы в учреждениях социальной сферы на местах. Однако стипендиальная поддержка отдельных лиц несет определенные риски и вызовы. Например, как гарантировать трудоустройство специалиста после окончания обучения в организации, которые не входят в периметр компании? Как обеспечить комфортное погружение в местную среду и контекст, чтобы минимизировать риски на первом этапе работы? Будут ли востребованы новшества, которые стипендиат сможет привнести со своей стороны? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы будет эффективным только в случае выстраивания трехстороннего партнерства между бизнесом, образовательными учреждениями и территориями.
Опыт благополучателя образовательной стипендии фонда Фулбрайта представила Татьяна Задирако (БФ «Социальный навигатор»). Процедура отбора включала конкурс и несколько эссе на тему «Кто ты, чего ты хочешь и как ты будешь развивать свой потенциал после возвращения». Отличительной чертой была активная дополнительная поддержка: консультативной, информационной, организационной, а также полное погружение в локальную образовательную среду. Среди зон роста конкурса: обеспечение прозрачности процедуры и прописывания подробной документации, выстраивание равных партнерских отношений (уход от патернализма), отказ от принудительной и повсеместной цифровизации, а также более развитая система мониторинга и сбор обратной связи от участников.
В числе результатов таких программ не только выход на работу в компанию, но и личные профессиональные достижения победителей. Результативность и влияние на стипендиатов организаторы отслеживают через ряд инструментов: 1) чаты участников, 2) работа с наставниками, 3) вовлечение в качестве волонтеров фонда, 4) внеконкурсное прохождение на практики компаний (БФ «Система»).
Советы для организаторов стипендиальных программ:
- не делать стипендиальную программу, если нужен быстрый результат. «Это венчурная инвестиция»;
- не думать, что студенты/стипендиаты находятся в отрыве от реальной жизни и не имеют жизнеспособных идей для решения кейсов;
- не рассчитывать, что партнеры и операторы все придумают самостоятельно. Для успеха программы необходима регулярная сонастройка. Более того, для инициатора стипендиальной программы важно быть готовым образовываться в процессе работы с оператором;
- работать с вузами и образовательными организациями, в т.ч. инициировать контакт и коммуникацию;
- провести анализ всех возможных рисков, в т.ч. тех, что возникают при работе с физлицами и не находятся «ни в чьей конкретно» зоне ответственности.
Дискуссия прошла в рамках проекта «Формула диалога», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов.