Благотворительная деятельность / социальные инвестиции организации
Ключевая цель компании «Газпром нефть» в сфере социальных инвестиций – стимулировать качественные системные преобразования социальной среды, поддерживать и развивать инновационные решения в сфере социально-экономического развития территорий, повышать качество жизни в регионах деятельности компании, вовлекая в процесс преобразований власть, бизнес-сообщество, некоммерческие организации и местных жителей.
Задачи «Газпром нефти» в разрезе социального инвестирования:
- развитие базовой социальной инфраструктуры в регионах деятельности;
- комплексное улучшение городской среды и создание условий для комфортной жизни людей;
- развитие городских сообществ;
- поддержка инициатив местных сообществ;
- создание условий для развития образования, культуры и спорта;
- развитие креативных индустрий;
- популяризация науки в молодежной среде;
- сохранение культуры и традиционного быта коренных народов Севера;
- интеграция коренных народов Севера в современный экономический ландшафт.
Для повышения эффективности все социальные и благотворительные проекты «Газпром нефти» аккумулированы в рамках программы «Родные города», которая стартовала в 2012 году и работает уже более 10 лет в регионах России. Программа объединяет все инициативы социальной и благотворительной деятельности компании и дочерних организаций. Небольшие волонтерские акции, городские праздники или крупные международные фестивали —независимо от масштаба все проекты программы «Родные города» решают актуальные проблемы регионов деятельности «Газпром нефти» в соответствии со стратегическими целями компании.
Программы поддержки образования
По итогам регулярных исследований, которые компания проводит в регионах своей деятельности, а также в соответствии с принципами устойчивого развития ООН, со стратегиями социально-экономического развития регионов и Национальными проектами России, определены семь фокусировок программы «Родные города».
Одной из них является образование: внедряя инновационные форматы в образование, обеспечивая равный доступ к лучшим образовательным ресурсам компания находит местные таланты и предоставляет им возможности развития в регионах, развивая кадровый потенциал и компетенции на местах.
Примеры таких проектов:
Интеллектуальный турнир по формированию исследовательских компетенций старшеклассников в науке, технологиях и инжиниринге «Умножая таланты».
Цель проекта – выявление и поддержка одаренной молодежи в регионах через систематическое вовлечение в научно-исследовательскую деятельность и проектирование.
В 2022 году в интеллектуальном турнире «Умножая таланты» (соответствует НП «Образование») приняли участие 2 200 школьников из регионов деятельности «Газпром нефти». Разработано новое направление турнира – Математика, партнерами которого выступают факультет математики и компьютерных наук СПбГУ и Президентский физико-математический лицей № 239. В состав академических партнеров турнира вошли новые вузы: СПбГУ, Омский государственный технический университет, Тюменский государственный университет. Турнир «Умножая таланты» вошел в перечень официальных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации, победители и призеры финала получили дополнительные баллы ЕГЭ при поступлении в партнерские вузы. Отборочный тур турнира прошел в режиме онлайн и включал расширенную образовательную программу с вебинарами, воркшопами и другими актуальными форматами обучения. В финале турнира «Умножая таланты» 71 школьник из 8 регионов деятельности «Газпром нефти» соревновался в решении актуальных задач нефтегазовой отрасли.
Программа поддержки математически одаренной молодежи «Математическая прогрессия»
Цель проекта – поддержка одаренных школьников, студентов и молодых ученых из регионов через системное стимулирование их достижений, финансирование их исследований в области прикладной и теоретической математики.
С 2015 года компания помогает талантливым математикам из разных регионов страны. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом на базе факультета математики и компьютерных наук Газпром нефть организует летние лагеря для школьников, награждает именными премиями студентов, достигших выдающихся успехов в науке, финансирует исследования в области прикладной и теоретической математики. Программой руководит выдающийся ученый Станислав Смирнов – научный руководитель факультета математики и компьютерных наук СПбГУ, обладатель медали Филдса – аналога Нобелевской премии по математике. В 2022 г. в рамках программы «Математическая прогрессия» за важные для общества исследования и вклад в науку наградили 93 лучших студентов и аспирантов факультета математики и компьютерных наук СПбГУ; летом 2022 года состоялось вручение дипломов 39 бакалаврам и 18 магистрам факультета.
Критерии отбора для финансирования проектов
Критерии отбора проектов:
- Прикладной потенциал исследований, возможность извлечения положительного эффекта для реализации бизнес-инициатив.
- Соответствие отраслевой проблематике территории, на которой предлагается реализовать проект. Соответствие интересам/потребностям целевых аудиторий.
- Влияние на решение актуальных вопросов отраслевой повестки. Наличие потенциала системных преобразований.
- Соотношение бюджета проекта и потенциального эффекта от его реализации.
- Долгосрочность эффекта от реализации.
- Практическая уникальность и научная новизна проекта.
Проект «Интеллектуальный турнир «Умножая таланты»
Программа поддержки образования, участник номинации «Лучшая программа (проект) в сфере поддержки науки» проекта «Лидеры корпоративной благотворительности»
Краткое описание программы:
«Умножая таланты» – образовательный проект по формированию исследовательских компетенций старшеклассников в науке, технологиях и инжиниринге, который «Газпром нефть» проводит с 2015 года в ключевых регионах деятельности в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».
В рамках проекта в турнире состязаются школьники 8–9 и 10–11 классов по направлениям «Математика», «Нефтехимия», «Инжиниринг», «Информационные технологии в нефтегазовой сфере». Задания турнира – уникальные авторские разработки экспертов «Газпром нефти». В финале проекта ребят учат создавать востребованные продукты для отрасли. Среди проектных тем – создание робота-вездехода для передвижения на автономных месторождениях, разработка AR-приложения и VR-симулятора для обучения сотрудников, создание новых антикоррозийных материалов.
Победители и призеры финала получают до 10 дополнительных баллов ЕГЭ при поступлении в ведущие технические вузы России: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Томский политех, Омский государственный технический университет (ОмГТУ) и Тюменский государственный университет (ТюмГУ).
Отличие турнира от других олимпиад:
- Турнир учит применять академические знания на практике для решения реальных производственных и технологических задач нефтегазовой отрасли.
- Проект формирует исследовательские компетенции в сфере STEM (science, technology, engineering, math) и навыки командной работы, которые необходимы в учебе и карьере.
- Участники решают актуальные задачи из практики нефтяников – уникальные авторские разработки экспертов «Газпром нефти». В финале проекта ребят учат создавать востребованные продукты для отрасли.
- Менторами старшеклассников выступают лучшие педагоги страны, молодые ученые и эксперты отрасли.
- Школьники предлагают собственные проектные решения и презентуют их индустриальным и академическим партнерам.
Период реализации:
Ежегодно с 2015 года по настоящее время.
В 2022–2023 учебном году проведен восьмой интеллектуальный турнир для старшеклассников «Умножая таланты», финал которого прошел в Санкт-Петербурге с 15 по 23 апреля 2023 года.
Причины появления программы:
Корреляция со стратегией развития бизнеса компании
Нефтегазовая отрасль сегодня – одно из самых высокотехнологичных направлений, объединяющих и серьезную исследовательскую научную работу, и сверхсовременные цифровые технологии. Турнир «Умножая таланты» помогает выявить талантливую молодежь из регионов на самом раннем этапе. Участвуя в конкурсе, школьники узнают больше о специфике нефтегазового дела, проводят собственные исследования, разрабатывают прототипы проектов с использованием цифровых технологий: Big Data, нейросети, искусственный интеллект. Они прокачивают такие важные сегодня «мягкие» навыки, как умение работать в команде и грамотно распределять в ней роли для эффективного выполнения задач, лидерские и управленческие качества.
Внешние причины, побудившие включить программу в число приоритетов для финансирования и поддержки
- 1.Ключевая задача государства и крупного бизнеса в сфере образования, озвученная на уровне первого лица страны В.В. Путина, – обеспечить возможности для самореализации и развития талантов. «Умножая таланты» – важный социальный проект, который дает дополнительные возможности старшеклассникам проявить себя, больше узнать об отрасли, определиться с будущей профессией.
- 2.Нефтегазовая отрасль сегодня – одно из самых высокотехнологичных направлений, объединяющих и серьезную исследовательскую научную работу, и сверхсовременные цифровые технологии. Для развития индустрии нужны по-настоящему талантливые молодые специалисты, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками проектирования, исследовательской деятельности и разработок, знаниями современных технологий, а также развитыми soft skills.
Цель и задачи программы:
Цель Турнира: выявление и поддержка одаренной молодежи через систематическое вовлечение в научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Задачи Турнира:
- развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся, их интереса к научно-исследовательской и проектной деятельности;
- вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность и проектирование в дисциплинах, релевантных для нефтегазовой области (химия, физика, математика, информационные технологии); стимулирование у учащихся интереса к естественным наукам, технике и технологиям;
- профориентационная помощь старшеклассникам для осмысленного выбора университета и специальности;
- распространение модели организации обучения в форме командных проектов научно-прикладного характера;
- вовлечение экспертов различных областей в работу с обучающимися, формирование сети экспертов по профилям Турнира;
- создание для талантливых школьников из регионов дополнительных возможностей для самореализации.
Целевая аудитория (благополучатели):
Основная группа благополучателей:
- школьники – ученики 8–11 классов – участники турнира;
- вузы – академические партнеры проекта, участвуют в качестве экспертов и работают с потенциальными абитуриентами.
Сопутствующие группы благополучателей:
- учителя школ – координаторы команд школьников, сопровождающие региональные команды на финале турнира;
- руководители общеобразовательных школ;
- российские компании нефтегазовой и других высокотехнологичных отраслей.
Стейкхолдеры программы:
- учащиеся 8–11 классов образовательных учреждений из регионов деятельности «Газпром нефти» (около 3 000 старшеклассников ежегодно) и их родители;
- партнеры (вузы – академические партнеры проекта, педагоги общеобразовательных учреждений);
- руководство компании «Газпром нефть»;
- региональные органы государственной власти и местного самоуправления;
- экспертное сообщество.
Ключевые партнеры программы:
Академические партнеры проекта (разрабатывают задания для участников, выступают в качестве экспертов, спикеров образовательных курсов, членов жюри):
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (Факультет математики и компьютерных наук СПбГУ);
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»;
- ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»;
- ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет»;
- ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»;
- ООО «Газпромнефть-ЦР» («Газпром нефть – Цифровые решения»).
Партнер по организации проекта (осуществляет методологическое сопровождение проекта, разрабатывает задания для участников, выступает в качестве экспертов, спикеров образовательных курсов, членом жюри):
- ООО «Цифровое образование».
Механизмы реализации программы (технологии/инструменты/методы для достижения запланированных целей программы)
Используемые форматы и технологии при реализации проекта:
- вебинары, воркшопы по естественно-научным, инженерно-техническим, ИТ, soft skills;
- онлайн-тестирования;
- обучение на практике (learning by doing);
- дистанционный образовательный курс*.
Для создания интерактивной адаптивной образовательной среды в рамках турнира используются:
- модель смешанного обучения (офлайн + онлайн);
- проектирование курса (анализ ЦА и запросов, дизайн, разработка, проведение и отслеживание динамики решения задачи, измерение результатов);
- выбор элементов взаимодействия, методов вовлечения и подачи (в т.ч. перевернутый класс, элементы мультимедиа, геймификация, мотивационная программа и бонусные баллы);
- персональная и командная навигация учеников по задачам и контенту;
- сотворчество и проектная деятельность в команде с наставниками;
- мониторинг образовательных результатов, рекомендации.
Механика проведения турнира включает 5 этапов:
Первый этап: онлайн-регистрация участников
Отбор участников турнира осуществляется в соответствии с требованиями Положения о Турнире. Школьники, которые соответствуют критериям отбора, могут принять участие в дальнейших этапах. На официальном сайте Турнира участники проходят регистрацию и получают доступ в личный кабинет. По итогам 1 этапа участникам турнира предоставляется доступ к дистанционному образовательному курсу.
Второй этап: дистанционный образовательный курс
Программу дистанционного образовательного курса готовят эксперты «Газпром нефти» и академические партнеры. Курс включает онлайн-лекции и тренинги на развитие soft-skills:
- Геология и разработка
- Проектная деятельность
- Машинное обучение
- БПЛА в нефтегазовой отрасли
- Цифровая трансформация нефтяной компании
- Нанотехнологии
- Интернет вещей
- AR/VR
По итогам второго этапа участники проходят тестирование на определение компетенций в нефтегазовой тематике и ИТ-технологиях.
Третий этап: решение кейсов
Этап включает в себя решение кейсов по нефтегазовой тематике и цифровизации в нефтегазовой отрасли. Участники, успешно прошедшие тестирование, формируют проектные команды из трех человек, получают задание и предлагают решение кейсов. Ученики 8–9 классов входят в младшую секцию, ученики 10–11 классов – в старшую. Среди менторов команд – эксперты «Газпром нефти», которые дают обратную связь участникам в ходе решений.
Четвертый этап: региональный отборочный тур
В отборочные туры проходят команды из младшей и старшей секций, занявшие соответствующие места в рейтинговом списке, обучающихся по параллелям 8–9 и 10–11 классов для каждой территории. Проектные команды презентуют решение кейса перед экспертной комиссией: нефтяниками-практиками, представителями компании, независимыми экспертами.
Пятый этап: финал
К участию в пятом этапе допускаются проектные команды, успешно прошедшие конкурсный отбор по итогам четвертого этапа Турнира. От каждой территории по одной команде-победителю в младшей и старшей секциях. Все участники объединяются в проектные команды на основании оценки навыков и компетенций. Количество участников в одной команде не превышает восьми человек, общее количество команд – 10. Каждой команде назначается наставник. Эксперты компании консультируют команды по своим направлениям.
Программа финала включает:
- образовательную программу (проектная деятельность, тренинги soft skills);
- лекции от экспертов «Газпром нефти» в области технологий и инноваций;
- научно-популярные активности от академических партнеров;
- презентацию цифровых проектов финалистов;
- экскурсии по технологическим пространствам «Газпром нефти».
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов в результате оценки жюри в соответствии с критериями Турнира.
Cистема мониторинга программы
Способы оценки результатов:
- Сбор данных и аналитика.
- Интервьюирование участников проекта и выпускников.
- Опрос участников (проводится после каждого Турнира).
- Опрос по итогам Турнира 2021–2022 года показал, что участники высоко (средний балл оценки – 5 из 5) оценили организацию всех этапов Турнира. Наивысшую оценку получили мероприятия, направленные на развитие навыков работы в команде и hard skills.
- Интервьюирование представителей проекта и экспертов.
- Экспертная оценка результатов исследований и разработок участников проекта.
Критерии оценки результатов:
- Количественные показатели участников проекта.
- Количественные показатели исследований и разработок участников проекта.
- Качественные показали уровня подготовки участников к научно-исследовательской деятельности и проектированию.
- Социальный эффект проекта.
Достигнутые результаты
Ключевые результаты:
- С 2023 г. победители и призеры финала турнира получают до десяти дополнительных баллов ЕГЭ при поступлении в партнерские вузы компании.
- В 2023 г. Турнир вошел в перечень официальных мероприятий Министерства просвещения РФ.
- С 2015 по 2023 гг. выявлено и поддержано более 18 000 талантливых старшеклассников из восьми регионов деятельности «Газпром нефти» через систематическое вовлечение в научно-исследовательскую деятельность и проектирование в рамках интеллектуального турнира «Умножая таланты». Рост количества участников составляет до 10% ежегодно.
Результаты турнира 2022–2023 гг. (декабрь 2022 – апрель 2023):
- В турнире 2022–2023 учебного года приняли участие более 3 000 учеников 8–11 классов из восьми регионов России.
- В финале Турнира, который прошел на базе центра цифровой трансформации «Цифергауз» в Санкт-Петербурге, приняли участие 87 старшеклассников из регионов.
- Опрос участников показал, что они высоко (средний балл – 5 из 5) оценили организацию всех этапов Турнира. Наивысшую оценку получили мероприятия, направленные на развитие навыков командной работы в команде и hard skills.
Социальные результаты Турнира:
- Турнир повышает престижность технических профессий и помогает вовлекать молодые талантливые кадры в нефтегазовую отрасль. Это подтверждает растущий уровень привлекательности бренда «Газпром нефти» в молодежной среде.
- Вклад Турнира «Умножая таланты» в достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года «Создание возможностей для самореализации и развития талантов» (целевой показатель – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся).
- С 2015 по 2023 годы выявлено и поддержано более 18 000 талантливых старшеклассников в регионах через систематическое вовлечение в научно-исследовательскую деятельность и проектирование в рамках интеллектуального турнира «Умножая таланты».
Эффект для благополучателей: Турнир «Умножая таланты» помогает выявить талантливую молодежь из регионов на самом раннем этапе. Участвуя в конкурсе, школьники узнают больше о специфике нефтегазового дела, проводят собственные исследования, разрабатывают прототипы проектов с использованием цифровых технологий: Big Data, нейросети, искусственный интеллект. Они прокачивают такие навыки, как умение работать в команде и грамотно распределять в ней роли для эффективного выполнения задач, лидерские и управленческие качества, получают возможность тренировать социальные и коммуникативные навыки. Проект позволяет школьникам определяться с выбором карьерного пути, дает профессиональные знания, навыки, доступ к инновациям и включение в профессиональные сообщества на этапе обучения в старших классах.
Эффект для партнеров: выпускники проекта поступают на технические специальности в ведущие российские университеты, которые являются партнерами проекта.
Эффект для компании: повышение престижности технических профессий и вовлечение молодых талантливых кадров в нефтегазовую отрасль. Повышение качества жизни в регионах деятельности «Газпром нефти» за счет развития у молодежи интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, популяризации научных знаний и достижений.
Формат информирования обучающихся, образовательных организаций и общественности о Турнире:
- публикация информации на сайтах и в социальных сетях «Газпром нефти» и программы социальных инвестиций «Родные города»;
- публикации в официальной группе Турнира «ВКонтакте»;
- публикация информации на официальных сайтах организатора;
- направление официальных писем-приглашений к участию школьников подведомственных образовательных учреждений на имя руководителей регионов и органов управления образованием регионов;
- публикации в региональных СМИ о старте и проведении основных этапов Турнира (с 2015 по 2023 год о Турнире вышло 560 публикаций в СМИ и 840 публикаций в социальных сетях);
- публикации на площадках партнеров Турнира;
- информирование о Турнире сотрудников «Газпром нефти» (более 80 000 человек).