ООО «Разрез Кийзасский»

Угледобывающая компания

Благотворительная деятельность / социальные инвестиции организации

Ежегодно «Разрез Кийзасский» заключает соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с Администрацией г. Мыски. В рамках соглашений компания финансирует развитие городской территории, ремонт спортивных, социальных, образовательных и досуговых объектов.

Процесс и критерии отбора для финансирования проектов

На территории Мысковского городского округа (МГО), где ведет свою деятельность предприятие, проживает часть коренного малочисленного народа – шорцев. «Разрез Кийзасский» реализует программу взаимодействия с шорцами, оказывая им многостороннюю поддержку. В декабре 2018 года «Разрез Кийзасский» подписал четырехлетнее соглашение с Кемеровской региональной общественной организацией «Ассоциация шорского народа «Шория».

Программа «Издание линейки учебников шорского языка для начальной школы»

Программа поддержки образования, победитель (3-е место) номинации «Лучшая программа (проект), способствующая развитию образования в Российской Федерации» проекта «Лидеры корпоративной благотворительности»

Краткое описание программы:

Издание линейки соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) учебников шорского языка для начальной школы (1–4 классы), чтобы у шорцев появилась возможность изучать родной язык, который относится к исчезающим (владеет только пятая часть коренного малочисленного народа согласно данным переписи).

В результате в период с 2019 по 2023 г.:

  • полная линейка учебников для начальной школы издана и доставлена в 20 школ и 10 библиотек, а также руководителям факультативных курсов в Кузбассе в местах проживания шорцев;
  • новая актуальная программа обучения шорскому языку внесена в федеральный реестр общеобразовательных программ в 2022 г.;
  • профильные педагоги проходят подготовку по этой программе с 2022 г. (ранее готовились по устаревшей программе, для которой не было учебников);
  • ученики начальных классов из числа шорцев изучают язык в школах (600 человек), другие ученики и взрослые (порядка 50 человек) – на факультативных курсах вне школ.

Причины появления программы:

Сочетание программы со стратегией развития бизнеса компании

Стратегия компании предусматривает рост добычи и развитие компании при одновременном соблюдении интересов местных сообществ, на территории которых предприятие ведет свою деятельность, что вносит вклад в поддержку «социальной лицензии» на осуществление деятельности и в социально-экономическое развитие региона. Поддержка коренных народов, в том числе в вопросах сохранения языка и культуры, – многолетняя практика, частью которой является проект по выпуску учебника.

Каковы внешние причины, побудившие компанию включить программу в число приоритетов для финансирования и поддержки

«Разрез Кийзасский» многие годы поддерживает шорцев в Кузбассе. В ходе этого взаимодействия в 2019 г., объявленном ООН годом языков коренных народов, стала известна одна из причин утраты языка, на которую оказалось возможным повлиять. При том что лишь пятая часть шорцев знают родной язык, согласно данным всероссийской переписи населения (данные от 2010 г. и 2020 г.), в школах Кузбасса не было возможности выбора шорского языка по предмету «Родной язык и родная литература», потому что не было программы. Программу было невозможно запустить вследствие того, что не было современных учебников, отвечающих требованиям ФГОС.

География:

Кузбасс, Кемеровская область

Целевая аудитория (благополучатели):

  • ученики начальной школы – представители коренного малочисленного народа Сибири (КМНС) – шорцы, проживающие в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса: Мысковском и Междуреченском городских округах, Таштагольском районе, Новокузнецком муниципальном районе и г. Новокузнецке, интересующиеся родным языком и стремящиеся его изучать в рамках школьной программы, но не имевшие такой возможности ввиду отсутствия и учебников, и предмета в школьной программе. Другие дети и взрослые, желающие изучать родной шорский язык;
  • академическое сообщество, эксперты и национальные объединения, стремящиеся к сохранению шорского языка и культуры (Кемеровская региональная общественная организация «Ассоциация шорского народа «Шория», Научно-образовательный центр языков и культур народов Сибири НФИ КемГу, объединения шорцев в муниципальных округах, а также отвечающие за образование, культуру и работу с коренным народом отделения муниципальных администраций);
  • учителя начальной школы, преподающие шорский язык в школах компактного проживания шорцев факультативно, но не имеющие ни литературы, ни программы для полноценного образовательного курса (в частности, до появления учебника учителя собственноручно делали карточки и другие подсобные материалы).

Ключевые партнеры программы:

  • Чайковская Елена Николаевна, руководитель Научно-образовательного центра языков и культур народов Сибири НФИ КемГУ, доцент, кандидат наук, представитель КМНС – шорцев, член Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация шорского народа «Шория»; Кемеровский госуниверситет (КемГУ) (Руководитель авторского коллектива учебников. Формирование коллектива авторов, разработка содержания учебников, контроль иллюстраций, разработка программы изучения шорского языка совместно с Министерством образования Кемеровской области и Институтом родных языков (Москва), разработка методики обучения шорскому языку для подготовки профильных педагогов и подготовка педагогов);
  • Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», специализирующийся на издании учебников для коренных народов (Издательство. Руководство процессом подготовки учебников, соответствующих ФГОС, представление учебника научному сообществу совместно с организацией «Ассоциация шорского народа «Шория»);
  • Кемеровская региональная общественная организация «Ассоциация шорского народа «Шория» (Помимо описанного выше вклада члена Ассоциации Е.Н. Чайковской, также: работа с Министерством образования по вопросам создания программы обучения шорскому языку и включения его в школьную программу (в федеральный реестр); коммуникации с национальными объединениями, национальными советами при муниципальных ассоциациях, территориальными управлениями образования школами, библиотеками по вопросам распределения и доставки тиража, подготовки педагогов (на средства Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН)), образовательного процесса и работы с родителями и учениками; продвижение программы среди родителей и учеников (совместно со школами и библиотеками), а также – в научной среде и на профильных мероприятиях коренных народов).

Цель программы:

Дать возможность детям шорцев изучать родной язык в школах за счет достижения следующих промежуточных целей:

  1. Создать учебники шорского языка, соответствующие требованиям ФГОС для 1–4 классов, и обеспечить ими 20 школ и 10 библиотек в местах проживания шорцев Кузбасса в период с 2020 по 2023 г.; тираж – не менее 1 000 экземпляров учебных пособий для каждого класса.
  2. Благодаря созданию учебника в соответствии со стандартами ФГОС дать возможность реализовать программу обучения шорскому языку в общеобразовательных школах (сначала Министерству просвещения – включить ее в федеральный реестр, затем высшим учебным заведениям – разработать новые методики обучения языку в соответствии с учебником и актуальной программой и начать обучение по ним профильных педагогов (ранее педагоги обучались по старой методике).

Достижение этой цели внесет значимый вклад в сохранения исчезающего шорского языка. Справка: по данным Всероссийской переписи населения 2020 г., всего шорцев в РФ – 10 507, в Кузбассе – 8 324, из них дети в возрасте от 0 до 4 лет – 440; от 6 до 9 лет – 616; от 10 до 14 лет – 634.

Механизмы реализации программы (технологии/инструменты/методы для достижения запланированных целей программы):

  • анализ потребностей;
  • организация команды проекта;
  • выбор издательства с экспертизой подготовки учебников, соответствующих ФГОС, для коренных народов, заключение договора на издание, финансирование;
  • подготовка и передача рукописей в издательство;
  • предоставление референсов для художников, отбор иллюстраций;
  • подготовка учебников и проверка материалов на соответствие ФГОС;
  • производство;
  • презентация научному сообществу;
  • доставка учебных пособий в школы и библиотеки до 1 сентября (Букварь – 2020 г., учебники для 2–4 классов – с 2021 по 2023 г. соответственно) и по запросам руководителей факультативных курсов изучения языка при необходимости;
  • продвижение программы среди родителей, учеников;
  • включение программы обучения шорскому языку в федеральный реестр;
  • разработка новых методик обучения шорскому языку для обучения профильных педагогов;

Система мониторинга программы (отслеживаемые характеристики программы и ее результативности, используемые метрики/измерители, их периодичность, используемые источники информации)

  1. Удовлетворенность учебных заведений, библиотек в количестве учебников

    Метрика: Количество образовательных учреждений, учеников, учебников в штуках.

    Источник: Школы, территориальные управления образования

    Периодичность: ежегодно

    На какие решения влияет: объем тиража, дистрибуция

    Чьи решения: «Разрез Кийзасский», «Шория»

  2. Качество учебников

    Метрика: Обратная связь от научного сообщества, педагогов и учеников; Обратная связь от педагогов и учеников; Заключение издательства

    Источник: Заключение (научная экспертиза) профильных высших учебных заведений; Прямые коммуникации, неформализованный опрос; Гриф на учебниках о соответствии ФГОС

    Периодичность: ежегодно

    На какие решения влияет: Содержание учебных материалов

    Чьи решения: Издательство, коллектив авторов

  3. Регистрация программы обучения шорскому языку в федеральном реестре программ

    Метрика: Внесение записи в реестр

    Источник: Сайт федеральных образовательных программ для начальной школы

    Периодичность: единожды

    На какие решения влияет: Старт курсов повышения квалификации для педагогов, продвижение программы обучения среди родителей и учеников (решение вуза)

    Чьи решения: КемГУ

  4. Разработка методики обучения шорскому языку

    Метрика/Источник: Курс лекций в КемГУ и на курсах повышения квалификации; /Прохождение курсов педагогами

    Периодичность: единожды/Начиная с 2022 года ежегодно

    На какие решения влияет: Получение вузом финансирования от ФАДН на подготовку педагогов, продвижение программы обучения среди родителей и учеников

    Чьи решения: КемГУ, «Шория», ФАДН/«Шория»

  5. Возможность для детей изучать родной шорский язык в школе, интерес к языку

    Метрика: Количество детей, изучающих язык

    Источник: Ежегодно, после регистрации программы в федеральном реестре

    Периодичность: ежегодно, после регистрации программы в федеральном реестре

    На какие решения влияет: Корректировка программы продвижения, в случае заниженного или завышенного числа относительно количества учеников – выяснение причин и совместная с партнерами работа по решению возможных проблем

    Чьи решения: «Разрез Кийзасский», «Шория»

Управление программой (система и принципы управления программой, включая механизм принятия решений):

Управление программой, финансирование осуществляется ООО «Разрез Кийзасский».

Достигнутые результаты

  1. Результаты: Удовлетворенность образовательных заведений в количестве учебников

    Метрика: Количество в штуках

    Результаты: Букварь и учебники для 2–3 класса, соответствующие ФГОС, выпущены тиражом 1000 экземпляров для каждого класса. Издания доставлены в 20 школ и 10 библиотек с полным цифровым аналогом.

  2. Результаты: Качество учебников

    Метрика: Обратная связь от научного сообщества, педагогов и учеников; Заключение издательства

    Результаты: получены

  3. Результаты: Регистрация программы обучения шорскому языку в федеральном реестре программ

    Метрика: Сайт федеральных образовательных программ для начальной школы

    Результаты: Зарегистрирована в апреле 2022 года

  4. Результаты: Разработка методики обучения шорскому языку

    Метрика: Курс лекций в КемГУ и на курсах повышения квалификации. Прохождение курсов педагогами

    Результаты: Ведется с 2022 года. На момент составления заявки – 10 педагогов прошли обучение

  5. Результаты: Возможность изучать родной шорский язык в школе

    Метрика: Количество детей, изучающих язык

    Результаты: 600 учеников обучаются языку в школах. Также во всех муниципальных образованиях Кемеровской области, где компактно живут шорцы, действуют пять внешкольных курсов для детей и взрослых.

  6. Незапланированные эффекты:

    1. Проведение курсов шорского языка некоммерческими организациями (пять – во всех округах компактного проживания шорцев).
    2. Реализация проекта дала начало новым научным исследованиям и подготовке новых научных кадров (например, диссертация одного из авторов учебников о формировании лингвистических компетенций при обучении шорскому и русскому языкам).
    3. Интерес к учебникам и обучению детей шорскому языку также возник в Хакасии, где проживает 1,4 тыс. шорцев (из 10,5 тыс. шорцев в России) – две школы обратились с запросом и получили учебные пособия.

Ожидаемый эффект (для благополучателей, партнеров, компании):

  1. Группа заинтересованных сторон

    Благополучатели (ученики начальной школы – шорцы; другие дети и взрослые из числа шорцев; академическое сообщество, эксперты и национальные объединения, стремящиеся к сохранению шорского языка и культуры; учителя начальной школы, преподающие шорский язык)

    Ожидаемый эффект

    1. У шорцев появилась возможность изучать родной язык в своих школах в рамках общеобразовательной программы в начальной школе, а также на курсах для детей и взрослых. Это внесет вклад в сохранение исчезающего шорского языка (по данным последней переписи только пятая часть шорцев владеет родным языком) и культуры.
    2. Академическое сообщество, эксперты и национальные объединения, стремящиеся к сохранению шорского языка и культуры, получили инструмент для работы над достижением этой цели.
    3. Шорцы стали четвертым из 47 малых народов России, которым доступны учебники по родному языку, соответствующие ФГОС, и дети которых стали обучаться родному языку в школах в местах компактного проживания.
  2. Группа заинтересованных сторон

    Партнеры (коллектив авторов, издательство, Кемеровская региональная общественная организация «Ассоциация шорского народа «Шория»)

    Ожидаемый эффект

    Издательство запустило новую линейку учебников – для народов Сибири (ранее были народы Кавказа, Севера). Эффект для «Шории» – см. выше.

  3. Группа заинтересованных сторон

    «Разрез Кийзасский»

    Ожидаемый эффект

    Положительный имидж, поддержка «социальной лицензии» компании на осуществление деятельности, вклад в развитие территории, где живут семьи сотрудников, среди которых также есть шорцы.

Стратегия продвижения программы и ее результатов:

  • публикации и сюжеты в СМИ;
  • коммуникации с научным и педагогическим сообществом, представление учебников на российских и международных мероприятиях при посредстве «Шории» и издательства;
  • посты в социальных сетях «Шории», образовательных учреждений;
  • личное общение с представителями шорцев.